Веха в развитии искусственного интеллекта (ИИ и го)

2016-03-19 21:48

Тема: технологии

Совсем недавно в мире искусственного интеллекта произошел настоящий прорыв: впервые компьютер смог обыграть игрока профессионального уровня в настольную игру го (оригинальная статья на BBC News). "Ну и что?" – спросите вы. – "Вон, в шахматы Каспарова еще в 1999 обыграла машина." И вы были бы правы, если бы шахматы от го не отличались одним ключевым моментом – возможностью выиграша беребором стратегий. Видите ли, шахматы – это больше тактическая, чем стратегическая игра: доска всего 8 на 8, и она с самого начала заполнена на половину фигурами – вариантов не так уж и много. Шахматные программы давно уделывают человека, тупо играя дебют по готовому шаблону, а потом просчитывая все на чертову кучу шагов вперед.

В го доска 19 на 19 – 361 клетка, и в начале партии она пустая. Количество возможных партий порядка 361!, и это настолько дофига, что с количеством чего либо во вселенной и не сопоставить. Го невозможно просто перебрать, да и в обозримой переспективе ситуация не изменится.

Так что новость в том, что контора под названием DeepMind, ныне выкупленная Google, смогла разработать программу, способную первично обучаться на реальных партиях, сыгранных мастерами, а далее – играя сама с собой. После миллионов таких партий программа вышла на уровень, достаточный, чтобы победить аналог гроссмейстера в го (более ранние компьютерные программы для го играли на уровне довольно слабого любителя).

То есть, софтина смогла обыграть учившегося этой игре всю жизнь гениального игрока, несмотря на количество возможных комбинаций ходов, в немыслимое число раз повышающее ее возможности перебора.

Комментарии (0)

Читать дальше

Производителю на заметку

2015-04-04 20:39

Тема: технологии

Прочитал тут JavaScript: The Good Parts Дугласа Крокфорда. Просто потрясающая книжка по этому языку программирования, но сегодня не об этом. Там есть полстранички текста, которые надо перевести и повесить на стену любому человеку, имеющему отношение к разработке софта или любых других инструментов, которыми кто-то будет пользоваться, будь это нормативная документация, компьютерные программы, инструкции, образовательные программы или швейцарские ножи.

Так что я переведу и повешу себе на стенку, чего и вам желаю.

В наше время мы зачастую можем наблюдать функционально-ориентированную разработку программ, для которой не оценены должным образом издержки разработки дополнительных функций. Сами по себе функции имеют отрицательную ценность для потребителей, поскольку они делают продукт более сложным в освоении и использовании. Оказывается, что людям нравятся продукты, которые просто работают. Как это ни удивительно, гораздо сложнее разработать продукт, который просто работает, чем продукт с огромным списком функций.

Комментарии (0)

Читать дальше

Фототехнологии - съемки с темноте

2013-11-09 08:39

Тема: технологии

Один из моих любимых ЖЖ - журнал Сергея Доли.  Там много отличных фотографий, но во время последнего просмотра меня особенно впечатлили результаты съемки с вертолета в условиях полярной ночи.

До чего дошли технологии производства матриц и обработки фотографий, если на чувствительности, позволяющей получать относительно яркие снимки при самой минимальной освещенности (там есть необработанные снимки, сделанные на нормальном ISO - можно сравнить) получаются нормальные фото, а не мыльная фигня.

Да, шум виден, и на некоторых фотографиях видны концентрические круги - наверное, заметные в таких условиях съемки искажения объектива. Но все равно очень круто.

Комментарии (0)

Morrowind - в жизнь

2013-09-11 22:13

Тема: технологии

Всегда в Morrowind играю за Telvanni. Просто потому что этот дворянский клан выращивает свои дома из грибов.

Это всегда казалось мне чем-то таким мистическим и заманчивым, а тут неожиданно оказалось, что технологии уже позволяют делать что-то похожее в реальности (ролик на английском).

Комментарии (0)

Читать дальше

Acoustic fingerprint

2013-01-24 20:46

Тема: технологии

Иногда обнаруживаю для себя простые, на первый взгляд, технологии, которые совершенно выносят мозг, когда начинаешь разбираться, как это реализовано. Сегодня хотелось бы рассказать о такой простой вещи, как идентификация аудио-композиции по напеву / записи и подборе похожих на заданный трек композиций.

Сейчас существует несколько сервисов с соответствующими программами в iTunes и Android Market, позволяющими услышать в кафе мелодию, включить телефон и за пару секунд получить название песни. Удобно, правда?

Кроме того, в том же Winamp есть плагин, позволяющий выбрать произвольный трек из медиатеки и проиграть все похожие на него записи. Разумеется, есть и другие программы.

Комментарии (0)

Читать дальше


(c) Александр Кирко, 2016